ЗАГАДКА СТАРОЙ РЯЗАНИ
"И не оста во граде ни единъ живыхъ, вси равно умроша и едину чашу смертную пиша; несть бо ту ни стонюща, ни плачюща и ни отцу и матери о чадехъ или чадомъ о отци и о матери, ни брату о брате, ни ближнему роду, но вси вкупе мертвы лежаша" - Повесть о разорении Рязани Батыем
СТАРАЯ РЯЗАНЬ
Примерно в 300 верстах от Москвы на высоком берегу Оки уже почти восемь веков находится легендарное место, где когда-то был город Рязань. Здесь в 1237 году в одиночку, не поддержанные другими князьями, погибли в неравном бою с монголами «близь предел Рязанских» храбрые рязанские дружины. Последующий шестидневный штурм города был долгий и ожесточенный, русские воины и гражданское население сражались до последнего дыхания.
Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили все новые и новые отряды, вернувшиеся из-под Пронска, взятого 16—17 декабря 1237 года, Ижеславля и других городов. Пять дней героически сражались защитники Рязани, обрушивали на головы монголов стрелы и камни, лили смолу и кипяток, рубились в рукопашных схватках. В городе бушевали пожары. Но после сосредоточения монгольского войска и появления стенобитных машин Рязань была взята в три дня. В ночь с 20-го на 21-е декабря, под светом факелов и с помощью этих катапульт и таранов монголы устремились в последний штурм. После упорного боя монгольские воины проломили стены города, ворвались в него и устроили резню. Князь Юрий Игоревич погиб
Горы вражеских трупов остались у стен Рязани и монголы с большим трудом сумели его взять, подвергнув за это жителей страшным казням. Сюда прискакал в начале 1238 года , из Чернигова последний из князей Рязанский Ингварь Игваревич, плакал горько видя руины родного города, покрытые свежевыпавшим снегом, отсюда увел в последний поход последние рязанские дружины Евпатий Неистовый ставший гостью в горле у непобедимой Орды.
История Рязани в общих чертах известна всем: город в декабре 1237 года уничтожили орды хана Батыя, и с тех пор город не восстанавливался. Археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара (при раскопках, к примеру, в Москве или Муроме, также сожженых ордынцами, эти следы четко прослеживаются). Речь идет о культурных слоях выше уровня пожарища. Проще говоря, с археологической точки зрения, история Старой Рязани завершается на ее погроме. Затем столица княжества была перенесена в город Переяславль-Рязанский (Переяслав-Рязанский, упоминается в летописях впервые лишь в 1301 году, но основан, вероятно, еще в XII веке) в 60 километрах от нее, который спустя почти 500 лет после Батыева погрома по указу Екатерины II в 1778 году был переименован в Рязань.
В наши дни у подножия городища вдоль реки раскинулась одноимённая деревушка (люди жили не только в городе, но и у его подножья, в Посаде — там сегодня и находится деревня). А сама Старая Рязань — некогда столица древнего Рязанского княжества — теперь выглядит как бескрайнее поле, обрамлённое рукотворными насыпями оборонительных валов. Здесь не осталось никаких построек того времени. Старая Рязан упоминается впервые в летописи в 1096 году: город имел все шансы стать столицей древней Руси, но вообще исчез с лица земли.
Городище занимает колоссальную площадь почти в 70 гектаров и приподнято над рекой на 45 метров. Ограниченное крутыми склонами оврагов и обнесённое земляными валами, городище создаёт ощущение полной неприступности. Впечатление резко усиливается, когда вы при самых благоприятных условиях в тёплую сухую погоду без дополнительных помех пытаетесь взобраться на один из склонов в обход существующей автодороги, цепляясь руками за траву в попытке удержаться от падения. И до сих пор непонятно, как зимой войска Батыя смогли взять город, ведь по преданию жители Старой Рязани героически оборонялись, обрушивая на неприятеля град стрел, обливая почти взобравшихся на скользкий обледенелый вал врагов горячей смолой. Но 21 декабря 1237 года город, продержавшись шесть дней, пал, был разграблен и сожжен дотла, а его жители зверски убиты.
Разорённый город спустя века превратился в пашню. Но в 1790 году неожиданно напомнил о былой славе. Местный крестьянин выпахал на городище золотую корону, изломал её и продал по частям. А в 1822 году некий Калайдович углядел у крутого берега Оки два обширных холма, возникших на месте разрушенных зданий. Вблизи одного из них был найден знаменитый старорязанский клад, а в нём 28 предметов княжеского одеяния с драгоценными каменьями. Находку прозвали «княжескими бармами». Это самый богатый из кладов Древней Руси, сокровища стали первыми экспонатами Оружейной палаты в Москве. А в 1836 году один из холмов раскопал сын спасского купца Тихомиров, и оказалось, что земля и мусор скрывали руины древнего храма, а в нём — восемь каменных гробов с останками, видимо, рязанских князей и княгинь, погибших при нашествии Батыя. Здесь же были найдены лоскуты золотой парчи, серебряные украшения и кресты. Все эти находки бесследно исчезли. Полвека спустя в 1888 году достойный секретарь рязанской учёной архивной комиссии Селиванов раскопал другой холм, и разрытые руины объявил остатками соборного храма Бориса и Глеба, также порушенного Батыем. А в 1926 году Рязанский Государственный областной музей совместно с Государственным историческим музеем (Москва) организовал экспедицию для исследования Старой Рязани. С тех пор и копают.
На территории городища с XIX века кладоискателями и археологами было обнаружено внушительное количество схронов и кладов серебряных и даже золотых вещей, которые явно прятались в спешке.
ЗАГАДКА СТАРОЙ РЯЗАНИ.
Считается что после погрома в 1237 года Рязань была брошена своими жителями, и на месте города жизнь более не возобновлялась. Никаких археологических следов восстановления города зафиксировано не было. Но как нам говорит «Повесть о разорении Рязани Батыем», дошедшая до нас в списках конца XVI-XVII веков, один из уцелевших рязанских князей Ингварь Ингваревич, вернувшись из Черниговской земли в 1238 году в Рязань, начал восстанавливать город.
Вслед за князем объявился и епископ Ефросин. Он также спасся от гибели, потому что находился в отъезде . Они собрали уцелевших священников и дьяконов и принялись за погребение мертвых.
[Монголо-татарским войском было уничтожено подавляющее большинство жителей Рязани и укрывшихся в городе людей. Сведения об этом, приведённые в «Повести о разорении Рязани Батыем» были подтверждены археологическими раскопками:
"Систематические раскопки братских могил жертв монгольского нашествия наша экспедиция провела в 1977-1979 гг. на подоле вблизи Оки и у южной околицы деревни Фатьяновка.
Изучение антропологических материалов показало: из 143 вскрытых погребений большинство принадлежит мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет и женщинам от 30 до 55 лет. Много детских захоронений, от грудных младенцев до 6-10 лет. Это рязанцы, которых завоеватели истребили поголовно, многих уже после взятия города. Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет беременной женщины, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребенка.
У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук. Много отдельных черепов. В костях застряли наконечники стрел.
Жителей городов, оказавших упорное сопротивление, ожидала жестокая расправа. За исключением ремесленников и обращенных в рабство, остальных пленных зарубали топором или обоюдоострой секирой. Массовые казни происходили методично и хладнокровно: осужденных разделяли между сотниками, те же – поручали каждому рабу умертвить не менее десяти человек. По рассказам летописцев, после падения Рязани мужчин, женщин и детей, монахов, монахинь и священников уничтожали огнем и мечом, распинали, поражали стрелами. Пленникам рубили головы: при раскопках А.В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием.
В братских могилах Рязани погибших похоронили без гробов, в общих котлованах до 1 м глубиной, причем смерзшуюся землю разогревали кострами. Их положили по христианскому обряду – головой на запад, с руками, сложенными на груди. Скелеты лежат рядами, вплотную друг к другу, местами в два-три яруса.
В.П. Даркевич. Путешествие в древнюю Рязань"]
Были освящены обгорелые храмы. Города и селения мало-помалу стали наполняться жителями, которые возвращались из лесов.
В 1288 г. татары совершили набег на Рязанское княжество. Судя по всему, Рязань взята не была. Рязанский историк В.А. Сёмин писал: «В 1293 г. ханский брат Дюдень окончательно довершил разгром древней столицы Рязанского княжества».Откуда взялась эта информация – неизвестно, ни один иной источник не упоминает о походе Дюденя в Рязанское княжество.
Археологам не удалось найти следов восстановления Рязани после пожара в декабре 1237 года, с тех пор город не восстанавливался.
Но русские люди, жившие в XIV-XVII веках упорно продолжали считать Рязань не просто заброшенным городом, а вполне существующим!
Так, в духовном завещании Ивана Грозного (1568-1572 годы) город Старая Рязань упомянут среди остальных рязанских городов, вполне себе существовавших в то время. В грамоте его сына, царя Федора Ивановича от 1588 года Терехову монастырю Рязань также упоминается как существующий город, в котором даже есть местная администрация. Правда, уже в конце XVII века – в окладных книгах 1676 года, говорится, что Старая Рязань превратилась в село.
Известный немецкий путешественник Адам Олеарий, посетивший Московию в 30-х годах XVII века с голштинским посольством, в изданном в 1656 году труде «Описание путешествия в Московию» в числе существующих в России городов в начале книги упоминает Рязань.
[ "5 того же месяца мы проехали мимо местечка Рязань, бывшего раньше большим и даже главным городом целой провинции этого названия. Но когда в 1568 г. вторглись крымские татары и, избивая и пожигая, все опустошили, погиб и этот город. Так как, однако, эта провинция, расположенная между Окою и валом, построенным против татар, раньше была княжеством и, кроме того, будучи чрезвычайно плодородна..."
А. Олеарий. "Описание путешествия в Московию"]
Сейчас сложно себе представить, но каких-то 250 лет назад трактовка гибели Рязани именно в результате набега крымских татар в 1568 году, а не нашествия монголов в 1237, была вполне каноничной. Так, в серьезном «Географическом лексиконе России», изданном в 1773 году, прямо утверждается, что Старая Рязань была уничтожена в результате татарского набега в 1568 году. Подобной версии придерживались и иностранные источники (Le grand dictionaire historique, ou Le mêlange curieux de l’histoire sacrée et profane).
Однако в других источниках содержатся немного иные сведения. В «Летописи о многих мятежах», написанной в 1655 году (издана в 1772 году) Рязань упоминается среди городов, изменивших царю Василию Шуйскому:
"Град же Рязань с пригороды и Тула и Кашира и иные города украинные царю Василью измениша и послаху в Путивль с повинными. Они ж в Путивле быша и никово в Путивле не видяху (т. е. «царя Дмитрия». – В. К.) и назад же вспять приезжаху и никако на истинъный путь не обращахуся. И собрашася вси и поставиша себе старейшину соловценина 14 сына боярского Истому Пашкова и совокупишася с тем Ивашком Болотниковым за одно и поидоша под Москву. Град же Коломну взяша взятьем и разориша его и пришед сташа от Москвы за пятьдесят верст"
Конечно, можно предположить, что упоминание Рязани в письменных источниках как существующего города – не более, чем дань традиции. Однако, если город запустел после 1237 года (что доказали советские археологи, если датировать пожар именно 1237 годом), то сложно представить людей, которые почти 400 лет упоминают безлюдные руины города с оплывшими валами в качестве крупного населенного пункта. И хуже того – передают эти руины по наследству, назначают туда администрацию, и даже подавляют там восстания.
Может, русские люди в XIV-XVII веках банально путали Старую Рязань и Переяславль-Рязанский? Но в вышеприведенных нами источниках четко указывается, что это – два разных города, которые современники не смешивали друг с другом.
Так, согласно еще одному письменному источнику, в 1650 году Рязань упоминается именно как город. На картах (как русских, так и иностранных, напомним лишь, что самые древние русские карты, дошедшие до нас – это после 1722 года, если не считать единичных находок конца XVII века) их составители четко отличают Рязань от Переяславля-Рязанского.
Группа «НЕИЗВЕСТНАЯ РУСЬ» http://vk.com/neizvestnayrus